Что такое гибридные ИТ
Россия практически одновременно со всем миром входит в эпоху очередной технологической трансформации бизнеса и новых концепций управления. Совсем скоро использование гибридных ИТ может стать обязательным условием для сохранения конкурентного статуса бизнеса и занятия лидирующих позиций для многих компаний в совершенно различных сферах. Видением перспектив развития гибридных ИТ в России и за рубежом поделился Владимир Мешалкин, директор Центра вычислительных комплексов RedSys.
Окружающий нас мир меняется на глазах. Меняется подход к потреблению сервисов – с доступностью в любое время, в любом месте, в том числе с мобильных устройств. Обычный смартфон сегодня позволяет оплатить банковский счет, заказать такси, купить билеты, посмотреть любую информацию. Мир вокруг нас преображается, трансформируется в цифровой вид. Наряду с пользователями онлайновых сервисов полноценными участниками процесса генерации данных также становятся различные сенсоры и автономные устройства. По мнению аналитиков, к 2020 г. в мире будет насчитываться более 2 млрд устройств интернета вещей. Человечество входит в эпоху лавинообразного роста информации, с обработкой которой помогут справиться гибридные ИТ.
Успешными компаниями останутся только те, кто правильно оценит предоставляемые преимущества и сможет ими вовремя воспользоваться.
ИТ для бизнеса: перспектива
Гибридные информационные технологии, согласно видению RedSys, представляют собой взаимодополняющее сочетание технических инноваций, таких как гибридные облачные структуры, с гибридной организацией ИТ-служб. В будущем роль ИТ-подразделений не будет ограничена предоставлением традиционных сервисных ИТ-услуг предприятию. Она трансформируется в полноценного разработчика и поставщика новых идей, возможностей и направлений развития бизнеса, а сами ИТ-услуги, согласно гибридной схеме развития, могут частично отдаваться на внешний аутсорсинг.
По мере становления гибридных ИТ, в лидерах останутся только компании, раньше всех научившиеся правильно обрабатывать данные и извлекать из них полезную информацию. Большие компании с многотысячным штатом, научно-исследовательский базой и производственным опытом уже сейчас становятся неповоротливыми. Многие их классические преимущества в одночасье становятся балластом.
В противоположность можно привести примеры удачных стартапов с небольшой численностью сотрудников, которые по капитализации сравнялись с гигантам рынка. Например, число скачиваний WhatsApp в онлайн-магазине Google Play сейчас насчитывает миллиард, это очень большая степень проникновения, а сервис Uber за короткий промежуток времени по капитализации превзошел многие именитые компании. Многие современные лидеры, которые начинали как стартапы и о которых мы ничего не слышали еще несколько лет назад, сегодня успешно конкурируют по капитализации с признанными «старожилами» индустрии.
Две составляющиe
Видение компании RedSys по дальнейшей трансформации подхода к обработке информации, выраженное в рамках круглого стола экспертом RedSys Владимиром Мешалкиным, подразумевает два основных тренда: внедрение технологических решений и принятие новых концепций управления бизнесом и ИТ. Гибридные ИТ – тот самый путь, который ИТ-служба должна пройти для выживания, становления и занятия лидирующих позиций бизнесом компании.
в технологиях и организации ИТ-служб
В каком-то смысле ИТ-службу следует назвать «единым окном», или брокером услуг предприятия. Далеко не всегда собственная служба может обеспечить сервис необходимого уровня с разумными затратами. И это нормально: каждый раз отправляясь в отпуск, мы не покупаем самолет, мы арендуем в нем место по цене билета. Точно так же на рынке достаточно специализированных компаний, готовых оказать предприятию те или иные услуги более качественно и менее дорого, чем собственная ИТ-служба.
Аутсорсинг услуг может принимать такие формы, когда предприятие вовсе не имеет собственной ИТ-службы. Однако наиболее эффективен путь, когда собственная ИТ-служба предприятия сама мониторит рынок услуг и предлагает наиболее выгодные варианты либо по аутсорсингу, либо собственными силами.
Российская специфика ставит вопрос скорости внедрения инноваций еще острее, поскольку конкурировать приходится в более жестких условиях санкций. Если ИТ-служба не пройдет трансформацию по гибридной модели, привлекая для работы самые выгодные предложения на рынке, цифровая трансформация предприятия рискует стать пустой малоэффективной тратой времени.
Фокус на «облака»
Технологические изменения в структуре современной компании подразумевают внедрение как инноваций, так и проверенных временем решений. Прежде всего речь об облачных технологиях, концепции которых в этом году исполняется 10 лет. Утрированно модель облачных вычислений уходит корнями в 60-е годы прошлого века, когда мейнфреймы работали по той же схеме удаленного предоставления услуг. После этапов персональных систем и клиент-серверных решений мы возвращаемся к схеме потребления услуг из облака, где существуют три типа: приложение как услуга (SaaS), платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS).
Уже сейчас как в России, так и на мировом рынке наблюдается баланс спроса и предложения облачных услуг, преимущественно по схеме IaaS и SaaS. Услуги «колокейшн» также постепенно трансформируются в формат виртуального частного облака, когда клиент покупает выделенную специально для него виртуальную инфраструктуру с полным доступом.
Работа многих предприятий подразумевает нелинейный цикл, пиковые и сезонные нагрузки. При классическом формировании ИТ-инфраструктуры аппаратные и программные мощности закупаются, исходя из пиковых, или близких к ним, показателей. Затем эти мощности часть времени простаивают ненагруженными. Современный подход оперативного и относительно недорогого масштабирования вычислительных мощностей подразумевает использование облачных ресурсов дополнительное к штатной инфраструктуре.
Для частных предпринимателей, малого бизнеса, стартапов и компаний на этапе становления нет смысла инвестировать в собственную инфраструктуру. Проще купить услугу SaaS в публичном облаке и сразу начать ей пользоваться. Такие услуги как телефония, бухгалтерия, видеоконференция, почта и другие, сейчас широко предлагаются многими компаниями, в том числе российскими, по ежемесячной подписке с регулярными обновлениями, высоким уровнем качества и безопасности.
Крупные предприятия также пользуются такими сервисами, особенно на некритичных для бизнеса уровнях. Исходя из вопросов безопасности, предприятие решает, какую часть можно отдать на аутсорсинг, какую – обслуживать самостоятельно.
Лидирует гибридная модель
Гибридные облачные структуры базируются на взаимно дополняющих друг друга преимуществах частных и публичных облачных моделей. Гибридное облако позволяет оптимизировать капитальные и эксплуатационные расходы, повысить реакцию компании на изменяющиеся условия ведения бизнеса.
Схема организации гибридной облачной ИТ-инфраструктуры
Источник: RedSys, 2016
Некоторые аналитические компании при оценке масштабов проникновения оперируют разными определениями гибридных облачных инфраструктур. Например, некоторые компании считают, что гибридными облаками можно называть случаи, когда компания эксплуатирует часть своих информационных систем на внутренних ресурсах, а часть на облачных ресурсах у внешнего провайдера, т.е. системы целиком расположены либо локально, либо в облаке.
По мнению Владимира Мешалкина, правильным определением гибридной облачной инфраструктуры является бесшовная прозрачная интеграция этих сред и возможность миграции и эластичного масштабирования ресурсов. Под прозрачностью в данном случае подразумевается отсутствие деления ИТ-инфраструктуры на локальную и облачную с точки зрения приложения и возможность оперативного перемещения этих приложений или их компонентов между средами по мере необходимости.
Говоря об отечественных реалиях и перспективах, эксперт также упомянул специфику обработки персональных данных, хранение которых с недавних пор предписывается регуляторами только на территории России, что для ряда компаний ставит обязательную цель перемещения своих систем, которые располагались у зарубежных поставщиков услуг, а для российских поставщиков услуг это означает потенциальный рост их бизнеса.
Потенциал развития
По мере проникновения гибридных ИТ, по мнению Владимира Мешалкина, одним из наиболее острых вопросов станет подготовка специалистов, обладающих необходимыми качествами, компетенциями и опытом. В новых условиях развития бизнеса роль главы ИТ-службы в иерархии компании должна выйти на третье место – после CEO и финансового директора.
Основы функционирования ИТ-служб уже сегодня трансформировались из «post factum»-действий по устранению возникших проблем в концепцию проактивной работы, нацеленной на упреждение инцидентов. Следующим шагом станет модернизация ИТ-департамента до сервисной модели, принимающей полноценное участие в развитии бизнеса. Гибридная ИТ-служба будет самостоятельно определять наиболее оптимальный путь своей операционной деятельности, нацеленный на достижение конкретных ощутимых бизнес-преимуществ, не ограничивая себя рамками собственного штата.
У гибридных ИТ есть огромный потенциал и перспективы благодаря очевидным преимуществам. Но многие руководители все еще не до конца понимают роль ИТ-департамента для выживания и процветания бизнеса. Сегодня, по мнению Владимира Мешалкина, особая миссия ИТ-интеграторов заключается в образовательной и в некотором смысле даже просветительской деятельности. Такого рода «евангелизация», экспертиза в области гибридных ИТ призвана помочь заказчикам быть в курсе мировых тенденций и принимать продуманные решения при реформировании своего бизнеса.