Интервью

RedSys о переходе на новую версию СМЭВ 3.х

Цифровизация Экспертиза RedSys
, Текст: Наталья Рудычева

Как известно, с начала 2015 года официально введена в эксплуатацию третья версия Системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). О том, какие работы по модернизации уже имеющихся решений необходимо провести государственным ведомствам в связи с переходом на новую версию СМЭВ 3.х и как организовать их для того, чтобы эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие, в интервью CNews рассказал Ренат Шакирзянов, руководитель направления СМЭВ компании RedSys.

CNews: В чем основное отличие СМЭВ 3 от предыдущей версии?

Ренат Шакирзянов: На мой взгляд, основным отличием с точки зрения технологии стал переход с синхронного взаимодействия на асинхронное. Поясню на примере. В предыдущей версии СМЭВ 2.x обмен данными между участниками межведомственного взаимодействия происходил следующим образом. Одно ведомство отправляло запрос другому и сразу же ожидало результат обработки запроса. Опыт эксплуатации показал, что это приводит к тому, что в утренние и дневные часы возникают пиковые нагрузки, а в ночные часы, наоборот, оборудование простаивает.

Новые асинхронные технологии СМЭВ 3.x позволяют снизить пиковые нагрузки на инфраструктуру благодаря формированию очереди, сообщения из которой обрабатываются постепенно. Ведомство само определяет, когда и с какой интенсивностью обработать запросы в очереди. Понятно, что при этом страдает оперативность их исполнения, но также падает и пиковая нагрузка, что позволяет снизить требования к инфраструктуре – оборудованию, сетям и т.д.

Отдельно хотелось бы отметить, что асинхронное взаимодействие позволяет обеспечить гарантированную доставку запросов, тем самым обеспечивая более высокий уровень качества взаимодействия.

Еще одно важное отличие – создание единого сервиса СМЭВ, через который взаимодействуют все ведомства вместо того, чтобы разрабатывать собственные сервисы. Теперь они формируют вид сведений – перечень информации, которую они хотят либо предоставить, либо получить, и через единый сервис публикуют его для всех остальных потребителей и поставщиков.

Также одним из существенных преимуществ новой версии СМЭВ является увеличение объема передаваемых файлов. Ранее в одном сообщении можно было передавать до 5 МБ вложений, сейчас же это показатель увеличен до 1 ГБ. Это новшество позволяет вывести межведомственное взаимодействие на новый уровень.

CNews: Какие новые задачи приходится решать вашей компании в этой связи?

Ренат Шакирзянов: Среди наших клиентов несколько крупных федеральных ведомств, для которых мы создавали сервисы подключения к предыдущей версии СМЭВ. Сегодня нам необходимо реализовать взаимодействие в соответствии с новыми методическими рекомендациями. Речь идет о заказной разработке программного обеспечения – создании новых сервисов или модернизации уже имеющихся. 

Ренат Шакирзянов: Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ

Поскольку требования к технологиям изменились, необходимо заново провести аналитическую часть работ. И в этот момент появляется возможность не только технологически изменить схему работы, но, возможно, и скорректировать бизнес-правила разработанных несколько лет назад сервисов, которые могли потерять свою актуальность. При этом как минимум в течение полугода старые и новые сервисы должны работать параллельно для того, чтобы их пользователи успели адаптировать к СМЭВ 3.x.

Например, в рамках подключения к СМЭВ одного из наших федеральных заказчиков несколько лет назад нами был разработан отдельный компонент, который обеспечивает взаимодействие между внешними системами и внутренними системами ведомства в формат СМЭВ 2.x, взяв на себя функции преобразования форматов. Сегодня, в связи с появлением новых методических рекомендаций, мы создаем аналогичное решение для СМЭВ 3.x. Для того, чтобы изменения не затронули бизнес-процессы заказчика, нами разработаны механизмы, которые позволяют работать с одними и теми же сведениями как в СМЭВ 2.x, так и в СМЭВ 3.x, преобразовывать их во внутренний формат и передавать в соответствующую функциональную систему ведомства на обработку. В случае, когда ведомство само формирует запрос, наше решение понимает, какой вид сведений ему требуется, определяет их формат – СМЭВ 2.x или СМЭВ 3.x в зависимости от формата, который использует поставщик сведений, а затем отправляет необходимый запрос. Таким образом, мы создали механизм, который позволяет работать одновременно в СМЭВ 2.x и в СМЭВ 3.x без доработки функциональных систем внутри ведомства с возможностью поэтапного перехода  поставщиков и потребителей сведений в соответствии с их готовностью.

CNews: Как давно ваша компания разрабатывает подобные сервисы?

Ренат Шакирзянов: Наша команда разработчиков занимается разработкой сервисов СМЭВ для федеральных органов исполнительной власти уже много лет – практически с момента старта проекта. В процессе их тестирования мы также плотно взаимодействуем с региональными органами власти. Сегодня  в нашей команде около 30 человек.

Мы очень внимательно подходили к формированию команды, приглашали в нее не только специалистов системных интеграторов, но и сотрудников ведомств.  Думаю, что сегодня у нас один из самых опытных коллективов, работающих в этом направлении. Мы участвуем во многих пилотных проектах и помогаем законодателям разрабатывать методические рекомендации и выявлять нестыковки внутри разных документов.

Богатый опыт работы позволяет нам минимизировать затраты на разработку и сопровождение сервисов и видов сведений, а также на перевод оказания услуг в электронный вид. Например, законодательством предусмотрена разработка для каждой услуги отдельного вида сведений. Но существуют услуги, которые незначительно отличаются друг от друга. И в этом случае было бы целесообразно их унифицировать. Однако при этом нельзя забывать о том, что в случае изменения хотя бы одной из них придется перерегистрировать в СМЭВ все оставшиеся. Поэтому каждый такой случай уникален, и, выбирая между унификацией и разделением сервисов, надо соблюдать баланс между простотой разработки и поддержки и удобством дальнейшего использования.

CNews: Какие технологии используются при создании сервисов взаимодействия со СМЭВ 3.0.?

Ренат Шакирзянов: Для разработки наших решений мы используем технологии Java EE. Java EE позволяет создавать и развертывать переносимые, надежные, масштабируемые и безопасные серверные приложения на Java.

В основе нашего приложения лежит Spring Framework. Это универсальный фреймворк с открытым исходным кодом для Java-платформы. Он позволяет решать основные задачи, которые должно выполнять любое современное приложение: работать с СУБД на Java-платформе, используя JDBC- и ORM-средства; координировать различные API управления транзакциями и настраивать управление транзакциями для объектов Java; создавать каркас web-приложений.

Для интеграции различных приложений внутри системы мы используем открытый кроссплатформенный java-фреймворк Apache Camel.

CNews: Как осуществляется поддержка решения?

Ренат Шакирзянов: В компании RedSys существует выделенный сервисный центр, в состав которого входит служба HelpDesk, горячая линия 24x7, дежурная смена, а также подразделения, занимающиеся поддержкой оборудования и программного обеспечения.

Для каждого ведомства мы организуем систему мониторинга работы сервисов, позволяющую в режиме реального времени контролировать их доступность, скорость и показатели работы. Это позволяет своевременно предупреждать возникновение проблем.

CNews: Какие дополнительные сервисы вы можете предложить ведомствам?

Ренат Шакирзянов: Уже сегодня мы предлагаем решения, позволяющие контролировать, имеет ли право конкретное ведомство получать те или иные сведения. В планах – внедрить уже разработанный ранее механизм разграничения прав не только по видам сведений, но и по передаваемым данным. Т.е. одно ведомство при наличии соответствующего доступа может получить данные по конкретному гражданину, а другое ведомство, не имеющее доступ, получит отказ. Таким образом, мы сможем регулировать допуск к информации ограниченного использования.

Также в состав нашего решения входит аналитический модуль, позволяющий собрать статистическую информацию по количеству и качеству оказания государственных услуг в электронном виде и межведомственному взаимодействию.

В последнее время к СМЭВ подключается всё большее количество региональных участников, а это не только органы власти различных уровней, это и многофункциональные центры, и финансово-кредитные организации. Объем межведомственного взаимодействия с каждым годом растет, и нам необходимо расширять и поддерживать наше решение, чтобы наши партнеры могли расширять перечень государственных услуг, оказываемых в электронном виде, и повышать качество и скорость их оказания.

Видео