Как кризис изменил отношение бизнеса к ИТ
Непростая экономическая ситуация, в которой оказался российский бизнес, заставила его пересмотреть свое отношение к ИТ. На сегодняшний день большинство российских компаний осознают, что их конкурентоспособность и успех неразрывно связаны с уровнем технологического развития. Очевидно, что даже после окончания кризиса выработанные сегодня подходы и используемые технологии останутся востребованными.
Сегодня развитие информационных технологий идет по пути глобализации и интернационализации. Бизнес выходит на мировой уровень за счет использования интернет-технологий. Благодаря развитию концепций BYOD (bring your own device) и UC (unified communication) происходит унификация подходов к решению различных задач. Растущая потребность в интерактивности заставляет разработчиков работать над упрощением интерфейса взаимодействия пользователя и системы, одновременно обеспечивая доступ к информации наиболее привычным для клиента способом. Необходимость получения точных и достоверных данных стимулирует развитие технологий больших данных и BI.
Успех бизнеса во многом зависит от эффективности использования технологий. ИТ становятся полноправным партнером бизнеса наряду с производственными подразделениями. Это приводит к невозможности отделять цели компании от целей ИТ, заставляет их действовать как единое целое.
Меняется и роль ИТ-директора – он становится членом высшего руководства компании, решающего не только технологические, но и стратегические задачи. Сегодня CIO большую часть своего времени тратит на инновационную деятельность, направленную на создание и внедрение новых технологий.
Роль ИТ в бизнесе
Существует четыре возможных роли ИТ в бизнесе. Первая роль – эксплуатационная. Бизнес считает ИТ затратным подразделением, основная задача которого – эксплуатация уже имеющихся решений. При этом для внедрения новых систем привлекаются внешние подрядчики.
В рамках технической роли ИТ-подразделения занимаются поддержкой и развитием базовой ИКТ-инфраструктуры. Однако когда перед бизнесом встают серьезные задачи, связанные с автоматизацией критически важных бизнес-процессов, он предпочитает отдавать их на откуп другим, более квалифицированным, на его взгляд, исполнителям.
ИТ-подразделения, играющие универсальную роль, выполняют широкий спектр работ по автоматизации бизнеса. Бизнес, со своей стороны, понимает их ценность и доверяет им решение множества задач.
Роли ИТ в бизнесе
Источник: RedSys, 2016
Инновационные ИТ-подразделения становятся полноправными участниками бизнеса. Основываясь на собственном опыте, они помогают ему развиваться, создавать новые продукты и повышать конкурентоспособность, используя новейшие технологии. На сегодняшний день большинство российских компаний отказываются от технической роли ИТ-службы в пользу универсальной.
Стоимость, надежность, эффективность
Каждая из описанных ролей характеризуется несколькими факторами, такими как уровень расходов на ИТ в компании, надежность и эффективность внедряемых решений, а также важность стоимости внедряемых ИТ-решений для бизнеса.
Основные характеристики роли ИТ в бизнесе
Источник: RedSys, 2016
При переходе от эксплуатационной к технической роли ИТ-подразделения расходы на ИТ падают за счет внедрения ряда информационных систем собственными силами без участия внешних подрядчиков. Универсальная роль требует повышения квалификации собственного персонала, увеличения его численности для внедрения более сложных и дорогих решений, что приводит к росту ИТ-расходов. Инновационные ИТ-подразделения планируют ИТ-расходы исходя из их эффективности для бизнеса. Таким образом, формальные ограничения на них в данном случае отсутствуют.
С изменением статуса ИТ-службы растет надежность внедряемых систем благодаря росту компетенции ИТ-специалистов, привлечению внешней квалифицированной поддержки, использованию более современных и надежных технических решений. Увеличивается и их эффективность, в особенности при переходе от универсальной к инновационной модели – ИТ-служба превращается в полноценное бизнес-подразделение, способное генерировать прибыль. Одновременно снижается показатель важности стоимости внедряемого решения. В компаниях, где ИТ-подразделениям отводится эксплуатационная роль, бизнес стремится минимизировать затраты на ИТ. Инновационная роль ИТ-службы предполагает, что затраты компенсируются получаемыми выгодами.
«Золотой серединой» для многих компаний является универсальная роль ИТ-подразделения, в рамках которой достигнуто взаимопонимание с бизнесом, спланирована и реализуется построенная на основе бизнес-стратегии ИТ-стратегия, выполняются требуемые показатели надежности и эффективности, а стоимость решений еще не слишком высока. Такой компромиссный вариант позволяет каждому исполнять собственную роль: бизнесу – заниматься стратегией, а ИТ – реализовывать ее технологически.
Переход к инновационной роли требует кардинальной перестройки ИТ и пересмотра всех ранее выстроенных алгоритмов взаимодействия с бизнесом. При этом совершенно не очевидно, что для реализации новой модели потребуется собственный штат высококвалифицированных и дорогих ИТ-сотрудников. В ряде случаев использование аутсорсинга вкупе с арендуемыми или облачными решениями может принести существенную экономическую выгоду. И в этом случае ИТ-подразделение будет выступать как брокер услуг, принимающий решение, что выгоднее использовать в каждой конкретной ситуации – внутренние или внешние ресурсы.
Как оценить зрелость ИТ
Приведенной модели ролей ИТ соответствует модель уровней зрелости ИТ-инфраструктуры. Базовый уровень зрелости характеризуется низким уровнем управляемости инфраструктуры, отсутствием прописанных стандартов и процедур, разрозненностью данных, реактивной реакцией ИТ на возникающие неисправности и длительными сроками, необходимыми для ввода в эксплуатацию нового решения.
Уровни зрелости ИТ-инфраструктуры
Источник: RedSys, 2016
Стандартизированный уровень вносит порядок в ИТ-инфраструктуру за счет формализации политик, стандартов и процедур. Работа информационных систем отлажена и стабильна, внедрены инструменты мониторинга и управления, обеспечена качественная платформа для внедрения бизнес-систем. Характерной чертой этого уровня является стремление сократить капитальные затраты на ИТ-инфраструктуру за счет использования современных технологических решений. При этом благодаря отлаженной работе время ввода нового решения в эксплуатацию значительно сокращается.
Усовершенствованный уровень характеризуется наличием полностью контролируемой и управляемой ИТ-инфраструктуры. Большинство задач уже автоматизированы, а их состояние контролируют системы управления, способные проактивно уведомлять о возникновении внештатной ситуации. Основные усилия направлены на совершенствование бизнес-систем. При этом основной задачей становится сокращение операционных издержек за счет автоматизации, исключения рутинных операций, снижения ошибок по вине персонала, а также путем использования новых технологических решений и методов потребления услуг (например, облачной модели).
Динамический уровень определяет ИТ-инфраструктуру как «идеальную» – решения по мониторингу, управлению и оркестрации полностью контролируют все системы, вовремя предупреждают и автоматически вносят заранее определенные изменения для предотвращения внештатных ситуаций. Инфраструктура построена на основе высокотехнологичных решений, позволяющих в кратчайшие сроки обеспечить необходимый уровень сервиса для ввода в эксплуатацию любой бизнес-системы. На первый план выходят задачи обеспечения бизнеса новыми возможностями и конкурентными преимуществами. Определяющим становится уже не сам факт, а скорость предоставления необходимого сервиса с заданными параметрами качества. ИТ для бизнеса становится не исполнителем, а полноценным партнером, способным не только реализовать, но и предложить новое решение.
На динамическом уровне возникает понятие ITaaS (IT as a Service) – модель операционной деятельности, где ИТ-служба функционирует как бизнес-единица, создавая продукты и услуги для других подразделений компании. При этом она является единственным поставщиком таких услуг, вне зависимости от того, где фактически расположены требуемые ресурсы – внутри компании или за ее пределами. Преимуществами такой модели являются упрощение и стандартизация сервисов, финансовая прозрачность деятельности, повышение эффективности и трансформация ИТ из затратного подразделения в службу, генерирующую идеи и прибыль.
Очевидно, что использование современной ИТ-инфраструктуры дает не только конкурентные преимущества, но и требует определенных затрат. Поэтому очень важно стремиться к достижению баланса между ее эффективностью и стоимостью. Стоит отметить, что в среднем уровень зрелости ИТ-инфраструктуры в России находится на переходном этапе между стандартизированным и усовершенствованным, что открывает широкие перспективы для дальнейшего развития.
ИТ-задачи в условиях кризиса
С момента начала кризиса прошло достаточно времени. Компании пересмотрели стратегии развития как бизнеса, так и ИТ. В большинстве своем они сократили число инвестиционных проектов и сосредоточились на решении конкретных задач, способных продемонстрировать эффективность в кратчайшие сроки. При этом число таких задач и требования к их реализации постоянно растут, поскольку новые условия стимулируют бизнес к динамичным действиям, быстрой адаптации к реалиям, поиску эффективных путей развития.
Основные ИТ-проекты в эпоху кризиса сосредоточены вокруг оптимизации затрат и повышения эффективности. Это консолидация мощностей, переход на менее дорогие аналоги, пересмотр баланса качество/стоимость, поиск более эффективных механизмов обслуживания ИТ-инфраструктуры, снижения капитальных затрат и перевод их в операционные, использования облачных и аутсорсинговых услуг. Большинство компаний сокращают расходы на ИТ, но существует предел, ниже которого такие сокращения невозможны без деградации основного бизнеса и, как следствие, потери доли рынка или ликвидации компании. Однако существуют и те, кто продолжает инвестировать в технологии, чтобы добиться преимущества над конкурентами, «придержавшими коней».
Графики цен на нефть и инвестиций в российский рынок ИТ до недавнего времени были параллельны из-за повсеместного использования западных технологий. В 2015 г. объем российского ИТ-рынка сократился почти вдвое по сравнению с 2014 г. и составил $17 млрд. Дальнейшая его судьба пока неопределенна. Аналитики IDC считают, что в 2016 г. рынок продолжит свое падение на 10-15% в долларах. Показатели в национальной валюте более оптимистичны. В 2016 г. ожидается небольшой рост российского ИТ-рынка в рублях за счет отложенного спроса и ряда отраслей, прежде всего госсектора, где запланированные расходы не подлежат секвестрованию, например таких как расходы на строительство значимых политических и спортивных объектов, объектов социальной сферы.
Очевидным выходом из сложившейся ситуации является использование ресурсов и технологий, номинированных в рублях и не привязанных к иностранной валюте, т.е. российского производства. Идея импортозамещения, зародившаяся в ответ на объявленные в отношении ряда компаний санкции, сегодня приобретает чисто экономический смысл. Вместо приобретения нового оборудования и ПО компании ориентируются на проекты по интеграции уже имеющихся систем, привлекая для этого как собственные ресурсы, так и партнеров, чьи услуги номинированы в национальной валюте и не претерпели серьезных изменений.
По мнению экспертов, у ИТ есть все шансы благополучно пережить кризис. Информационные технологии не только помогают компаниям реализовать уже имеющиеся бизнес-процессы, но и создают конкурентные преимущества, генерируют новые бизнес-возможности. А тяжелые экономические условия являются дополнительным стимулом для поиска новых путей оптимизации и развития. Очевидно, что даже после окончания кризиса выработанные сегодня подходы и методы, используемые технологии останутся востребованными.
Владимир Мешалкин, директор Центра вычислительных комплексов, RedSys